Ян Шэн - пестование жизненности
Комментарии к статьям

"Цигун и Жизнь" 1991, N1.
[]

Хэ Цзяньсинь. Перемещение «пилюли Великого предела» в полночь и полдень.

Тайцзи («Великий предел»). Категория традиционной китайской философии и науки, некое «предельное» состояние бытия и небытия, начальная точка развития мирового процесса. В средние века понятие «тайцзи» приобрело значение своего рода «программы» развертывания мировых трансформаций и одновременно процесса самого этого развертывания в пространстве и времени. Слово «тайцзи» в названиях методик цигун и ушу подразумевает задачу приобщения к идеально «правильной» структуре космоса, его глубинным закономерностям.

«Пилюля» (дань) - так называемая «пилюля бессмертия». Ее создание являлось главной целью китайской алхимии - «внешней» (вай дань), оперировавшей главным образом с «металлами и минералами», и «внутренней» (нэй дань) нацеленной на «взращивание» внутри тела «пилюли бессмертия», или «бессмертного зародыша». Его развитие должно было привести к «одухотворению» тела алхимика. достижению бессмертия и сверхъестественных свойств. Дошедшие до нас упражнения по перемещению пилюли восходят к тем  магическим ритуалам алхимиков, которые имели реальную практическую цельность и впоследствии вошли в арсенал «искусства пестования жизни» - ян шэн шу. Подробнее о «внутренней алхимии» см., например: Торчинов Е. А. Основные направления эволюции даосизма в период Лючао. // Дао и даосизм в Китае. М" 1982; Стулова Э. С. Баоцзюань о Пумине. // Памятники письменности Востока. Т. VI. М., 1979.

«Школа Удан» (Удан пай). Уданское направление, выделяемое в традиционной классификации цигун и ушу наряду с Шаолиньским (Шаолинь пай) и Эмэйским (Эмей пай). Его принято соотносить с традициями даосизма, - одного из крупнейших философско-религиозных течений в Китае. Уданское направление получило название по имени гор Удан-шань в провинции Хубэй, где издавна располагались даосские монастыри.

«Взаимодополнение и равенство движения и покоя». «Движение» (дун) и «покой» (цзин) - категории традиционной китайской философии и науки. Применительно к цигун и ушу характеризуют и физические, и психические аспекты. Различные формулы соотношения «движения» и «покоя» носят универсальный характер и восходят к древним и средневековым философским трактатам. В данном случае подразумевается наличие в комплексе и динамического, и статического упражнений, а также то, что динамическое упражнение выполняется в состоянии психического «покоя», а в статическом присутствует психическое «движение».

«Состояние покоя» - обозначение состояния отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний; часто его называют медитативным состоянием.

Динамическое упражнение в положении стоя. Описанное здесь исходное положение подробнее см.: Юркевич Д. Г. Уроки китайской гимнастики. Вып. 4. М., 1991.

«При полноте семени не думать о чувственных влечениях...» «Семя» (цзин) - категория традиционной философии и науки, в медицине означающая и собственно сперму, и чаще всего «энергетическую» субстанцию, реализующуюся в «семенной ци» - цзин ци. Подробнее о понятии «семя» (цзин) см.: Кобзев А. И. Ван Янмин и даосизм. //Дао и даосизм в Китае. М. 1982 с 102__ 104.

«Меридианы Думай и Жэньмай», «двенадцать главных меридианов». Здесь и далее главные «энергетические» каналы, по которым, согласно теории китайской медицины, циркулируют «ци и кровь». В западной литературе их принято называть меридианами, чтобы подчеркнуть «условность» этих линий с точки зрения современной науки. Принято выделять 12 главных меридианов, по которым проходит суточный цикл циркуляции ци; они «управляют» внутренними органами; а также восемь «чудесных» меридианов - «резервную энергетическую систему», накапливающую ци и снабжающую ею организм при нарушении функций тех или иных главных меридианов. Совокупность 12 главных и восьми «чудесных» меридианов обозначается биномом цзинмай - «главные и чудесные меридианы». В методиках цигун в первую очередь принимаются во внимание 12 главных и два «чудесных» меридиана - заднесрединный Думай и переднесрединный Жэньмай. Меридиан Думай, по которому «поднимается» ци, проходит от промежности вдоль позвоночника к макушке и далее к уздечке верхней губы. Меридиан Жэньмай, по которому «опускается» ци, начинается в органах малого таза, затем от промежности идет по передней поверхности туловища к подбородку, огибает с двух сторон губы и от уздечки верхней губы двумя ответвлениями ведет к нижним границам глазниц. Думай «управляет» всеми каналами, по которым проходят субстанции, обладающие качеством одной из двух полярных сил - инь (каналы инь). Жэньмай «ведает» так называемыми каналами ян.

Меридианы соединяются между собой непосредственно, а также через многочисленные колатерали - «второстепенные» каналы. Меридианы имеют «внутренний» ход, проходящий в глубине тела, а также «наружный», пролегающий по его поверхности, в том числе поверхности рук и ног. По этому признаку  различают ручные и ножные меридианы. В их названия входят также определения «качества» текущей по ним ци - инь или ян, с уточнением: тайинь или тайян («великие» инь или ян), янмин («светлая» ян), цзюэинь («темная» или «узкая» инь), шаоинь или шаоян («малые» или «молодые» инь и ян). Принято условно считать, что градации качества инь или ян («великая - светлая» (ян) и «темная __ малая» (инь) отражают степень «силы», «насыщенности» той или иной «энергии».

В целом каналы интерпретируются как своеобразные механизмы восприятия информации и «энергии» извне и передачи их от одной функциональной системы организма к другой.

Подробнее о системе меридианов и колатералей см. специальную литературу (например, Гаваа Лувсан. Традиционные и современные проблемы восточной рефлексотерапии. М., 1983; Фалев А. И. Классическая методология традиционной китайской чжэньцзю-терапии. М., 1991) или популярную (например. Гойденко В. С., Норкина Т. Е. Метаморфозы целительной иглы. М., 1987; Юркевич А. Г. Уроки китайской гимнастики. Вып. 4. М" 1991).

«Область даньтянь». В теории китайской медицины - своего рода «энергетические резервуары» организма, вместилища определенных видов ци. Названия этих областей - «киноварные поля» - восходят к «внутреннеалхимической» традиции, заимствовавшей терминологию «внешней» алхимии: киноварь считалась одним из основных ингредиентов «пилюли бессмертия», «самым изменчивым» из всех известных древним и средневековым китайцам веществ.

В «киноварных полях» внутри тела проходил различные стадии развития «бессмертный зародыш».

В разных традициях китайской медицины принято выделять три или пять областей даньтянь. Классический вариант предусматривает пятеричную схему: голова - верхняя область даньтянь с центром в точке иньтан между бровями; грудь - передняя область даньтянь с центром в точке шаньчжун; область поясницы - задняя область даньтянь с центром в точке минмэнь; живот - средняя область даньтянь с центром в точке цихай (3.5 - 5 см ниже пупка); малый таз - нижняя область даньтянь с центром в точке хуэйинь в промежности. В древней «внутренней» алхимии различались три области даньтянь - голова (верхняя), грудь (средняя) и живот (нижняя). Они считались местами сосредоточения  «духа» (шэнь), собственно ци и «семени» (цзин) соответственно. Отголосок этой схемы, характерный для уданского направления, представлен в материале известного врача и мастера цигун Хэ Цзяньсиня: верхняя даньтянь перенесена в область груди, а центром средней даньтянь считается не точка цихай, а точка гуаньюань.

Примечательно, что в текстах начала новой эры выделялась только одна область даньтянь - нижняя. Историки высказывают предположение, что изменение представлений о даньтянь связано с проникновением в Китай буддизма, принесшего с собой трансформированную теорию и практику йоги. См., например: Торчинов Е. А. Учение Гэ Хуна о дао: человек и природа. // Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983, с. 50-52.

«Изначальная ци» (юань ци). Категория традиционной китайской науки и философии, обозначающая некую изначальную субстанцию, существовавшую до возникновения мира. Эта категория близка по значению индийскому понятию «прана». Считается, что «изначальная ци», в которой гармонично слиты в «одно» «дух», собственно ци и «семя», растворена во Вселенной и может быть получена из нее организмом с воздухом, через акупунктурные точки, с пищей и питьем. В организме «изначальная ци» «хранится» в средней области даньтянь. Синонимом «изначальной ци» является понятие «истинная ци» (чжэнь ци), которая в организме представляет собой его «здоровые» жизненные силы. «Веохний обогреватель». «Верхняя часть» условного внутреннего органа - "тройного обогревателя", отвечающего за подержание жидкостного обмена и теплового баланса в организме.

«Нань цзин» («Канон о болезнях») - один из основополагающих в китайской медицине трактатов (1 век до новой эры). Здесь упоминается средневековый комментарий на него.

«Море прежденебесной ци». Понятие «прежденебесная ци» имеет два основных значения. Во-первых, это те субстанции ци, которые существовали «до рождения неба и Земли», то есть до возникновения мира, и потому обладающие «правильной», «неиспорченной» структурой. Во-вторых, это ци, полученная человеком от родителей: момент зачатия понимается как аналог начала космогенеза - процесса становления космоса, а применительно к человеку - человеческого организма. «Прежденебесная» ци, полученная от родителей, неизбежно расходуется и пополняется за счет «посленебесной» ци, получаемой из воздуха, с пищей и питьем. Для пополнения запасов жизненных сил организма используется и непосредственно растворенная во Вселенной природная «Прежденебесная» ци. Это понятие близко по смыслу «изначальному» ци, но применительно к человеческому организму имеет более узкое значение. «Хранилищем» такой ци и объявляется здесь средняя область даньтянь.

«Возвращение» субстанций ян. В даосской традиции ян считается доминирующей космической силой: «бессмертный зародыш», пройдя все стадии превращений, становится «чистой ян ци», «одухотворяя» тело, и таким образом обеспечивает бессмертие. Отсюда повышенное внимание даосов и их последователей к сохранению именно субстанций ян - ян ци и «ответственность» за ее «возвращение», которая в даосских медицинских построениях возлагается на главную (среднюю) область даньтянь.

«(Место) встречи (меридианов) инь», «железные ворота», «морское дно», «двор земли», «приподнятое хранилище инь». Нижняя область даньтянь, как уже отмечалось, считается средоточием «семени» (цзин), ответственной за физиологические функции, в том числе «порождающую» функцию. Последняя соотносится с Землей, природным началом, воплощающим потенции инь. «Ворота», или «застава», - обычно обозначение точек, через которые из «хранилищ» определенные виды ци «дозированно» поступают в организм или поглощаются областью даньтянь. В данном случае имеется в виду точка хуэйинь. Все области даньтянь также образно сравниваются с морями. Эта метафора восходит к традиционному сравнению всепроникающей и всезаполняющей ци с водой, а ее сгущения и разрежения - с образованием и таянием льда, образованием пара. Предполагается, что ци циркулирует в организме подобно водным потокам - отсюда названия основных видов точек на главных меридианах (юань - источник, цзин - колодец и т. п.).

«Запирание» точки хуэйинь. Считается, что определенные физические действия, сопровождаемые легким «мысленным» усилием, могут влиять на режим функционирования акупунктурных точек как путей «обмена» ци с внешней средой.

«Пять плотных» и «шесть полых» внутренних органов. В китайской медицине выделяют «плотные» (цзан) органы инь и «полые» (фу) органы ян. К первым относятся сердце, печень, селезенка, легкие и почки; шестым «плотным» органом считается перикард, условная «околосердечная сумка». «Полые» органы - тонкая кишка, желчный пузырь, желудок, толстая кишка, мочевой пузырь и условный «тройной обогреватель». Органы «управляются» посредством связанных с ними главных меридианов и рассматриваются не столько как анатомические образования, сколько как функциональные системы. Подробнее об этом см. литературу, указанную выше в примечании к термину «меридианы».

«Холодная ци». Ближе всего к этому понятию определение «тонкие энергии» - такие виды информационно-энергетических взаимодействий, которые не связаны или почти не связаны с тепловыми излучениями.

«Выброс (внешней) ци». Намеренное излучение ци собственного организма в пространство, выполняемое мысленным усилием, или его сочетание с определенным физическим действием.

   [Содержание]