Ян Шэн - пестование жизненности
Мавандуйский комплекс цигун

"Цигун и Жизнь" 1992, N4.
[Методики цигун]

Тун Юаньцзе (Мавандуйский институт цигун)

В 1973 году в ходе раскопок захоронения № 3 в районе Мавандуй (г. Чан-ша, пров. Хунань), относящегося к периоду династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н. э.), была обнаружена “Схема “ведения и привлечения (ци)” (даоиньту), выполненная в цвете на шелковой ткани, а также “Заметки о том, как обходиться без еды и питаться ци”. На основе этих археологических находок нами была разработана “мавандуйская система “ведения и привлечения ци”. При разработке этой системы также использовались другие, как древние, так и современные, методики “ведения и привлечения ци”.

Воздействие, оказываемое применением этой системы цигун, основано на “открытии” активных точек, когда “ци и кровь” мысленно направляются из точки цзуцяо в точку шэньцюэ. Эффективность упражнений будет выше, если их выполнять в период с 23 до 1 часа или с 11 до 13 часов. При правильной организации занятий приблизительно за две недели может быть сформирован “поток сознания шэньцюэ” различной интенсивности, который, распространяясь по телу, обеспечивает бесперебойную циркуляцию ци и крови во всем организме, уравновешивает силы инь и ян, способствует “единению неба, земли и человека”, вводит его в состояние душевного равновесия, создает прекрасное настроение, вызывает “ощущение сверхпокоя”, регулирует работу коры головного мозга и создает условия для ее полноценного отдыха. В результате в полной мере активизируется “жизненная информация”, накопленная “изначальным духом”. Данный комплекс состоит из подготовительного и шести основных этапов.

Подготовительный этап

Перед занятием необходимо максимально опорожнить кишечник и мочевой пузырь, избегать перевозбуждения, воздержаться от курения и употребления крепкого чая и кофе. Следует избавиться от посторонних мыслей, расслабиться и сосредоточиться. После этого можно приступать к дальнейшей подготовке, помня о том, что “мысль ведет ци, ци следует за мыслью, форма способствует реализации скрытых возможностей”. Начинать “удаление мутной и набирание чистой ци” можно лишь тогда, когда в “ведении и привлечении ци” достигнута определенная степень отработанности. “Удаление мутной и набирание чистой ци” осуществляются следующим образом. “Истинная ци” ведется из точки байхуэй в точку юнцюань, а затем из точки юнцюань — в “центр Земли”, в результате чего и происходит удаление “мутной ци” из “истинной ци”. Одновременно с этим “чистая ци”, которая тоже находится в “истинной ци”, поднимается в точку цзуцяо, расположенную между глазами. В это время может наступить различное по интенсивности “прояснение сознания”, которое проявляется в ощущении “естественного покоя”, “полного расслабления тела”, “возвращении к изначальному”. Иными словами, наступает состояние отрешенности, когда “внешнее и внутреннее сливаются воедино”. Как написано в трактате “Цинцзин цзин”: “Внутри созерцаешь душу, снаружи созерцаешь форму, (а) форма бесформенна, вдали созерцаешь предметы, (а) предметы отсутствуют”. Только после этого можно начинать выполнение комплекса.

Этап 1. Небесные одежды не имеют швов

Порядок выполнения упражнения

Завершив подготовительный этап, поверните обе руки ладонями вверх и синхронно Поднимите их вдоль боковых поверхностей туловища до темени. Сначала направляйте ци в темя через точку байхуэй, а затем через заушную область, шею, грудь в точки шэньцюэ, хуэйинь и далее через носки и пятки в “центр Земли”. Выполнить девять раз.

Примечание

При выполнении упражнения надо стремиться к тому, чтобы положение тела и движения рук были согласованы с движением ци. Представьте, что вы после трудового дня принимаете водные процедуры, водой оптимальной температуры “омываете душу и тело”. Вообразите, что вас нежно обволакивают “небесные одежды без швов”, сотканные из “истинной ци” и свежего воздуха. Во время выполнения упражнения движения не обязательно должны достигать тех точек, которых достигает “мысль”. Если “одежды покрывают носки ног”, то руки продвигаются только до уровня глаз, а затем возвращаются в исходное положение. Если же “одежды покрывают пятки”, то руки достигают только шеи, а “мысль” ведет ци от ушей через грудь, точки хуэйинь, юнцюань до “центра Земли”.

Этап 2. Преломить инь, вернуть ян

Порядок выполнения упражнения

Выполнение второго этапа начинается сразу вслед за предыдущим. Выполните упражнения подготовительного этапа. Медленно поднимите ладонь правой руки (“ладонь ян”) вдоль поверхности туловища справа таким образом, чтобы кончики пальцев были направлены на звезды, луну, электрическую лампу, свежие цветы или любой другой красивый предмет. Вызовите ощущение тепла в ладони левой руки (“ладонь инь”). Поднимите левую руку вперед по дуге до места соединения лобковой кости таким образом, чтобы точка лаогун оказалась строго напротив точки хуэйинь. Продолжайте поднимать руку через точку шэньцюэ до точки цзуцяо. Сделайте короткую паузу и ведите ци, начиная с точки цзу-цяо, через точку шэньцюэ до точки хуэйинь (это и есть “преломление инь, возвращение ян”). Аналогичным образом упражнение выполняется и с правой стороны туловища. Выполните его девять раз.

Примечание

Это упражнение взято из схемы 6 “Преломление инь” “Схем ведения и привлечения ци”, найденных при раскопках в районе г. Чанша. Во время выполнения упражнения “душа и тело” должны продолжать расслабляться, сосредоточенность — возрастать. Только при выполнении этих условий можно заставить ци перемещаться между точками цзуцяо, шэньцюэ и хуэйинь, добиться равновесия между инь и ян.

Этап 3. Небесный круг Великого предела

Порядок выполнения упражнения

Выполнение третьего этапа начинается сразу вслед за предыдущим. Выполните упражнения подготовительного этапа. Руки, согласуясь с движением мысли, слева направо очерчивают линию, делящую Знак Великого предела пополам. При этом точка шэньцюэ рассматривается в качестве центральной, а точки байхуэй и юнцюань — в качестве полюсов. Мужчины выполняют упражнение левой рукой, женщины — правой. Свой организм и Знак Великого предела мысленно соединить в единое целое. Выполнить девять раз.

Примечание

Во время выполнения упражнения надо добиваться, чтобы “движения рук и мысли” согласованно очерчивали Знак Великого предела. Упражнение регулирует работу всего организма, снимает психическое напряжение.

Этап 4. Проникнуть в Срединный дворец

Порядок выполнения упражнения

Выполнение четвертого этапа начинается сразу вслед за предыдущим. Выполните упражнения подготовительного этапа. Подведите обе руки к груди. Массируйте грудь вдоль срединной линии, область подмышками. Выполнить девять раз.

Примечание

Во время выполнения упражнения движения выполняются только сверху вниз. “Мысль” ведется от “небесных тел” (сверху) до “центра Земли” (внизу). Это упражнение способствует не только “единению неба, земли и человека”, но формированию устойчивой походки, когда “верх опустошен, низ наполнен”. Упражнение предупреждает развитие болезней сосудов головного мозга, гипертонии и коронарной недостаточности.

Этап 5. Благодать орошает темя

Порядок выполнения упражнения

Выполнение пятого этапа начинается сразу вслед за предыдущим. Выполните упражнения подготовительного этапа. Одну руку (мужчины левую, женщины — правую) подведите к голове таким образом, чтобы ладонь оказалась повернутой к точке байхуэй; другую — подведите к точке юйчжэнь и зафиксируйте ладонь напротив нее. Выполняйте круговые движения. Мужчины сначала выполняют движение по часовой стрел ке, а затем — против часовой стрелки. Женщины выполняют упражнение в обратной последовательности. Выполнить девять раз.

Примечание

Общее требование заключается в том, чтобы точка лаогун была спроецирована на соответствующую точку на теле. Должно возникнуть ощущение, что “точки соприкасаются и не соприкасаются, что ладонь прижата и не прижата”. Надо стремиться к тому, чтобы вращательное движение рук и “движение мысли” осуществлялись согласованно. Внимательное следите за тем, чтобы не касаться волос и тем более кожи головы. После окончания выполнения круговых движений вновь добейтесь ощущения что “точки соприкасаются и не соприкасаются”, что “ладонь прижата и не прижата”.

С помощью этого упражнения можно быстро нормализовать работу нервной системы, активизировать накопленную “жизненную информацию” и проявить скрытые возможности человеческого тела.

Этап 6. Изначальный дух возвращается в лоно

Порядок выполнения упражнения

Выполнение шестого этапа начинается сразу вслед за предыдущим. Выполните упражнения подготовительного этапа. Упражнение выполняется лежа на боку, расслабившись. Левую руку подведите к точке шэнь-цюэ и слегка прижмите областью точки лаогун. Правую руку подведите к уху так, чтобы мочка уха оказалась между большим и указательным пальцами (“подпереть мочку уха областью хукоу”). Затем выполняются следующие действия: “наблюдать цяо” (переводить взгляд с точки цзуцяо на точку шэньцюэ), “считать дыхание” (считать про себя от одного девяти четыре раза), “слушать дыхание” (всем телом прислушаться к звуку своего дыхания), “ощущать сверхпокой” (представьте себя в лодке) с "“книгой реки Ло” в руках переправляющимся сквозь туманную дымку над спиной дракона р. Хуанхэ к Фэнлай сяньгэ и обратно)".

Примечание

Это — упражнение высокого уровня, в результате выполнения которого “изначальный дух возвращается в лоно”. Выполнение этого этапа должно основываться на базе прочных навыков. Это упражнение, кроме полного сосредоточения, абсолютной точности действий, “слияния человека с небом”, требует уединенной обстановки и свежего воздуха. Только выполнив эти требования, можно глубоко погрузиться в “ощущение сверхпокоя”. “Поток сознания шэньцюэ” будет неиссякаем. Активизировавшийся “изначальный дух” успокоится и “вернется в лоно”. Упражнение не только не вызывает “отклонений”, но и может открыть в челоке особые способности.


1 “Книга реки Ло” (Ло шу) — письмена на панцире черепахи из р. Ло. положенные якоб основу китайского письма. “Дракон из р. Хуанхэ” — на спине дракона, явившегоа 26 р. Хуанхэ. имелись начертания (хэ ту), по которым Фу-си составил восемь триграмм.    «Тайна Золотого Цветка»    [Содержание]