Ян Шэн - пестование жизненности
Даоинь как способ «внутреннего пестования»
по превращению семени в ци («ведение и привлечение»)

"Цигун и Жизнь" 1998, N2.
[]

Фэн Хуайбан

Даоинь имеет другое, древнее название - «привлечение пути» - и является стержнем даосских методов самосовершенствования. Даосская школа цигун уделяла этому вопросу большое внимание на протяжении всей истории своего развития. Анализ достоверных письменных документов позволяет с большой долей определенности говорить о том, что даоинь берет свое начало в «искусстве гусиного пуха», которое предполагало использование носового дыхания для процедуры «регулирования дыхания», а гусиный пух помещался перед носом и ртом человека для определения степени совершенства в выполнении этого упражнения. После образования КНР в ходе раскопок был обнаружен письменный памятник эпохи Воюющих царств, подтверждающий активное применение даоинь еще до эпохи Цинь (III в. до н. э.). Его назвали «надписи на нефритовой подвеске о движении ци». Сама подвеска относится к 380 г. до н. э. и сейчас хранится в музее г. Тяньцзиня. Подвеска имеет форму двенадцатигранной призмы, на каждой из граней которой вырезано по 3 иероглифа: «Движение ци. Глубоко - накапливать; накапливать - выпрямлять; выпрямлять - опускать; опускать - фиксировать; фиксировать - укреплять; укреплять - проращивать; проращивать - растить; растить - возвращать; возвращать - небо... Следующий этому живет, нарушающий умирает». Эта короткая надпись четко и полно отражает сущность даоинь. Некоторые современные специалисты считают, что это описание «малого небесного круга», другие полагают, что «большого небесного круга», а третьи - что это маршрут движения ци по «срединному меридиану». Однако все признают, что надписи на подвеске представляют собой методику даоинь.

Первым в Китае специальным трудом по даоинь считается «Даошу», в котором содержится более тысячи способов даоинь. В 1973 г. при раскопках в районе Мавандуй была обнаружена «Схема даоинь» (эпоха Хань, III в. до н. э. - III в. н. э.), на которой нашли отражение 44 позы даоинь. В трактате придворного медика эпохи Суй (VI-VII вв.) Чао Юаньфана «Чжубин юаньхоулунь» описано более 260 методик лечения с помощью даоинь. Гэ Хун в своем труде «Бао-пуцзы» писал: «Вытягивать или сгибать, наклоняться вперед или назад, идти или лежать, сидеть или стоять, вдыхать или выдыхать - все это даоинь».

«Ведение означает ведение ци; привлечение означает привлечение семени». «Перемещение семени» и превращение его в ци является функцией и целью даоинь. Даоинь способен заставить «истинную ци» двигаться по всему телу, заставить «семя» функционировать активно, стимулировать пищеварение, выведение из организма вредных веществ, «укреплять» кровь и ци, т. е. предотвращать болезни и лечить их. В трактате «Юньцзи цицянь» говорится: «Методика даоинь способна продлевать жизнь, улучшает кровоток и устраняет сто болезней. Ведение ци способствует успокоению, привлечение тела - мягкости».

Даоинь по сути своей основан на явлении циркуляции ци, он представляет собой эффективный способ предупреждения истощения «истинной изначальной ци» и стимулирования циркуляции «семени» по всему телу с использованием самой движущейся ци, массажа, полоскания и глотания, а также различных движений в сочетании с «мыслительной деятельностью». Существуют три основных вида даоинь: «даоинь положений тела», «даоинь выведения и набирания» и «мысленный даоинь».

1. «Даоинь положений тела», или «даоинь поз», представляет собой сочетание различных поз с движениями. Главное требование к позе - облегчение «получения ци». Сейчас «даоинь положений тела» принято называть динамическими упражнениями, которые должны способствовать также скорейшему «получению ци». При выборе поз следует руководствоваться принципом их необходимости, т. е. отбрасывать все лишние движения и позы, не способствующие быстрому «получению ци». В старину люди строго соблюдали принцип соразмерности поз и движений. Сейчас же этот принцип зачастую игнорируется, что приводит к различным «отклонениям». Главные требования к позе сводятся к следующему: конечности должны быть расслабленными, ум - успокоенным, душевное состояние - умиротворенным. Кроме того, тело должно быть расслабленным, но не размягшим; собранным, но не окостеневшим.

2. «Даоинь выведения и набирания», или «даоинь дыхания» («регулирование дыхания»), представляет собой способ стимуляции движения «истинной ци» внутри тела за счет дыхания. «Даоинь естественного дыхания» называется «мирный огонь», а «даоинь усиленного дыхания» - «воинственный огонь». Популярные в настоящее время «небесный круг мирного огня» и «небесный круг воинственного огня» как раз и относятся к «даоинь выведения и набирания». Дыхание может иметь четыре основные формы: «ветер», «пыхтение», «ци-дыхание» и «тихое дыхание». В цигун даосской школы практикуется «ци-дыхание» и «тихое дыхание». Высшим этапом «даоинь выведения и набирания» является «тихое (утробное) дыхание». В даосском трактате «Тайсицзин» говорится: «Утробу» образует опустившаяся ци; наличие ци обеспечивает дыхание внутри утробы. Познав «дух» и ци, будешь жить долго. Для пестования «духа» и ци необходимо «сосредоточиться на пустоте». Если движется «дух», то движется и ци. Если хочешь достичь долголетия, то «дух» и ци должны поддерживать друг друга, сердце должно оставаться спокойным, не уходить и не приходить, не входить и не выходить, жить естественно и свободно. Неуклонно следующий этим правилам выбрал истинный путь.

3. «Мысленный даоинь», или «даоинь мысленной силы», в просторечии «проходимость мысли». «Мысленный даоинь» основан на использовании силы мысли для стимулирования циркуляции «истинной ци». Он характеризуется гибкостью мышления, отсутствием каких-либо фиксированных путей движения мысли и, по существу, выполняет функцию ритмизации мыслительной деятельности. Обычно используется движение «мысли» по кругу, по спирали и в сферическом пространстве. «Мысленный даоинь» способствует раскрытию многих «особых способностей» человека, но чреват также и опасностью возникновения разнообразных галлюцинаций, которые иногда принимают за проявления особых способностей. В даосском цигун считается, что вслед за «проходимостью мысли» должна наступать «проходимость ци».

Перевод С. Сергеева

   [Распространенные способы «набирания» ци]    [Содержание]